МБОУ Моготовская ОШ
д. Моготово
  • История нашей школы

    Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

    1905 г.- открывается земская начальная школа.

    С 1957 г. – семилетняя школа.  Ученики учились в две смены, в классах по 22-26 человек.

    В 1973 г. открыли 10-летку.

    В 1982 г. к зданию старой школы пристроено дополнительные классы.

    В 1989 году началось строительство нового здания школы на 200 человек.

    В 1991 году к 5 октября Дню Учителя открылась новая школа по адресу ул. Школьная д.8, где учатся дети настоящее время.

    В 1994 году в школе обучалось 105 человек.

    В 2002 году 11-летняя школа реорганизована в основную,  9-летнюю школу.

    В 2013 году школе присвоено имя – лётчика-героя Советского Союза Мазурина Фёдора Макаровича

    Моготовская основная школа находится в Смоленском районе, в небольшой живописной деревне Моготово Талашкинского сельского поселения, в 30-ти километрах от города Смоленска. С областным центром налажено регулярное автобусное сообщение. На территории деревни располагаются такие социально-значимые объекты, как основная школа с дошкольной группой, в которой воспитываются и обучаются 43 ребенка, сельский Дом культуры, сельская библиотека, два магазина, ФАП, передвижное отделение «Почта России». Градообразующим предприятием является ООО «Роща». Население деревни составляет 390 человек.
    Историческая карта Моготово
    В разные годы в школе работали учителями члены семей: Куцегреевы Софья Ефимовна и Петр Дмитриевич; Маскалевы Иван Иванович и Нина Григорьевна; Гусевы Михаил Анатольевич и Татьяна Николаевна; Сторчило Татьяна Яковлевна, Ерастенковы Людмила Николаевна и Елена Геннадьевна; Глазунова Ольга Владимировна, Соскова Майя Владимировна и Ерастенкова Наталья Ивановна
    Из архивных данных следует, что в деревне Моготово наряду с другими объектами социально-культурного назначения функционировала земская школа. Она предусматривала двухлетнее обучение. Здания школы были деревянные, барачного типа. По мере обветшания они периодически обновлялись. Отопление помещений осуществлялось дровяными печами, часто для отопления помещений использовался торф. Наполняемость классов была в пределах 40 учеников. Занятия проходили в две смены. Иногда в школе было по три параллельных класса.
    В 1905 году в селе была открыта земская школа. Здание функционировало вплоть до начала 1990-х гг. Сохранилось оно и сейчас, но в полуразрушенном состоянии.

    Земская школа

    Земская реформа позволила органам местного самоуправления (Земствам) создавать начальные школы. Земства могли с разрешения уездного училищного совета открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение книгами и письменными принадлежностями, плата учителям). Учебная работа находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В состав уездного училищного совета (руководил школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей) входили по одному представителю от министерства народного просвещения, министерства внутренних дел, духовного ведомства, городского самоуправления, а также два гласных, выбранных на уездном земском собрании. Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Губернский училищный совет, состоял из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства.

    Земские школы были двух типов:

    • одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (однокомплектные),

    • двухклассные, с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями (в зависимости от количества детей и от материальных и денежных возможностей местной земской управы) - двухкомплектные.

    Земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения 3-5 лет. В некоторых начальных школах открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения и создавали опытные участки для получения знаний об агрономии. Земствами организовывались повторительные классы, библиотеки и читальни, чтения. Земства выделяли средства на организацию "народных библиотек" при школах.

    Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.

    Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной - уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей — еще 36%, дети мещан — 10%.

    В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.

    Большую роль в развитии земских школ играли попечители - или в привычных терминах "спонсоры". Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.

    К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 - более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные - двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ - еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две).

    Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.

    Примерная программа четырехлетней земской школы:

    • Закон Божий,

    • Церковнославянский язык,

    • Чтение,

    • Письмо,

    • Арифметика,

    • Предметные беседы,

    • История,

    • География,

    • Мироведение,

    • Рисование и черчение,

    • Пение,

    • Гимнастика (рукоделие для девочек).

    Начальная школа в селе Моготово была открыта в 1905 году, когда после либеральных реформ 60-70-х годов 19 века повсеместно открывались земские школы. Моготовская земская начальная школа располагалась в небольшом деревянном  здании, в школе было всего две классных комнаты и мастерская. Поначалу учеников было мало, так как не все крестьяне отпускали детей учиться.

    Со времён земских просветительских инициатив и по сей день школа – один из самых активных социальных  институтов на селе, своеобразный центр общественной жизни, объединяющий всех жителей Моготово.

      Сегодня школа располагается в новом типовом  двухэтажном здании на 200 мест, где есть всё необходимое для обучения: две мастерские, оборудованные   столярными и токарными станками, спортзал, актовый зал,  столовая и подсобные помещения,  остекленная  теплица, стадион, гараж.

       Педагогический коллектив школы продолжает лучшие просветительские  традиции сельской интеллигенции. Коллектив школы, который составляют 9 учителей и 2 воспитателя дошкольной группы, молодой (средний возраст 40 лет, что говорит о молодости и накопленном опыте). Педагоги постоянно совершенствуют своё мастерство, стремятся шагать в ногу со временем, активно внедряют в образовательный процесс новые идеи и технологии. На базе школы проводятся методические семинары по воспитательной работе, круглые столы по вопросам духовно-нравственного воспитания.                                       

    Педагогический и ученический коллектив Моготовской школы имеет богатый опыт плодотворного сотрудничества, социального партнёрства с другими организациями нашего посёлка. Самое тесное сотрудничество у нас сложилось с Мотовской сельской библиотекой и Моготовским сельским Домом культуры.  Со временем это сотрудничество привело к созданию на базе школы социокультурного центра. В настоящее время в школе действует подпрограмма социокультурного центра «Всем миром». Программа  предполагает расширение образовательного пространства за счёт привлечения ресурсов социальных партнёров и координирует работу всех сторон.

     Такая совместная работа школы, библиотеки, клуба помогает нашим школьникам ощутить себя причастными ко всему, что происходит в родном селе, в стране и в мире. Они чувствуют свою ответственность за происходящее, понимают, что многое в этом мире зависит от них, от их деятельности, неравнодушного отношения к миру.

     За достигнутые успехи и высокое качество образовательного процесса коллектив школы четырежды награждался вымпелом «За успехи в развитии системы образования» «Смоленского района».

    Школа во время Великой Отечественной войны

    Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь Моготовской школы. Многие учителя ушли на фронт. Но и в период оккупации, хотя и непродолжительное время, школа функционировала. Одно из зданий школы во время оккупации занимал полицейский комендантский пункт. После освобождения Смоленской области занятия в школе возобновились. Ученики писали на грифельных досках, клоках газет и т.п. Наполняемость классов была очень высокая.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie